ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ — 2011г.

Путь в тысячу миль начинается с одного шага.

1. Самое главное при выполнении программы
2. Планирование занятий
3. Наши достижения
3.1. После первой поездки
4. Элементы программы
4.1. Жизнь на полу
4.2 Дыхательная программа
4.3. Копирование
4.4. Горка
4.5. Координация движения
4.6. Мотивация ребёнка
4.7. Карточки для чтения

Каждому ребёнку персонал Институтов назначает индивидуальные программы. Методики, которые они применяют в них, достаточно простые, но в любом случае они требуют обучения и контроля со стороны Институтов. Поэтому на нашем сайте мы дадим только общее представление о нашей программе.

1. Самое главное при выполнении программы

На лекциях Джанет Доман отметила, что по словам самих родителей самым важным для успешного выполнения программы, разработанной для ребёнка, является «постоянство». Имеется в виду регулярное (изо дня в день) выполнение пусть даже небольшой программы. Мы полностью согласны с Джанет, но после 6 месяцев ежедневного выполнения программы Институтов для нас самое главное – это хорошенько выспаться.

«Хорошие учителя нуждаются в хорошем отдыхе. Больше времени уделяйте сну. Матери, особенно матери очень маленьких детей, почти никогда не спят столько, сколько нужно. Честно оцените, сколько вы в действительности спите. Добавьте минимум час».

Гленн Доман, Джанет Доман « Как научить вашего малыша читать».

Мы стараемся следовать данному правилу всей семьёй (хоть это и получается у нас крайне редко) J.

2. Планирование занятий

Приблизительный график наших ежедневных занятий такой:

06:30 — подъём

7:00 – 8:00 – копирование, ползаем на полу (насколько хватает Катиных сил), делаем маски, тактильную стимуляцию и подтягиваемся в положение «сидя» на маминых пальчиках.

9:00 – 10:00 – завтрак

10:00 – 12:00 – мама с Катей отсыпаются перед новыми свершениями

12:00 – 13:00 – обед

13:00 – 16:00 – мама с Катей продолжают ползать, делать маски, тереть Катю щетками и губками, поднимаются на пальчиках. Занимаются интеллектуальной программой (чтение).

16:00 – 17:00 – полдник

17:00 – 18:00 — мама с Катей заканчивают заниматься чтением, делать маски, подниматься на пальчиках, выполнять тактильную стимуляцию.

18:00 – 20:00 – Катя спит перед вечерним копированием

20:00 – 21:30 – копирование, доползаем последние метры для выполнения поставленных целей, доделываем последние маски, поднимаемся на пальчиках.

22:00 – ужин, подготовка ко сну.

Наша программа — не самая насыщенная по сравнению с программами других малышей, но и на ней мы не можем запомнить всего, что нам необходимо делать или то, что мы уже сделали. Поэтому на каждый день мы распечатываем контрольные листы и подкалываем их к папке. Таким образом, получается, что мы ведём своеобразный дневник занятий.

3. Наши достижения

3.1. После первой поездки

После первой поездки мы переезжали из Подмосковья в Тобольск и регулярно стали заниматься по программе только в августе 2011. Наши достижения за четыре месяца были более, чем скромные:

1. В конце октября мы полностью отказались от горки и стали ползать только на полу. Правда, ползаем пока только на локотках (подтягиваясь только на ручках, ноги ещё не подключаются в процесс ползания и остаются прямыми);
2. Катя стала закрывать рот, уменьшилось слюнотечение.
3. Дочка «нашла» свои зубы и пару недель специально перед мамой скрежетала ими. Видя, что маме это не нравится, она начинала делать это специально;
4. Стала «воображать и кривляться» перед зеркалом;
5. Добавились новые звуки, появилось гуление;
6. Очень полюбила самодельные книжки;
7. Стала «хитрить».

Честно говоря, результаты нас не впечатлили. Да, и среди детишек, которые приехали на повторный осмотр в Институты в декабре 2011, мы были последними (исходя из достигнутых результатов). С другой стороны, Катина основная проблема – двигательная активность. А нам за 3 месяца удалось отказаться от горки и начать ползать с дочкой по квартире. Поэтому, несмотря на наше мнение, в Институтах нам поставили «Отлично» за выполнение программы «Аспирант» и перевели на программу «Интенсив». Конечно же, мы будем стараться достичь более значительных успехов.

4. Элементы программы

4.1. Жизнь на полу

Одно из основных требований программы – ребёнок должен проводить большую часть времени, лежа на животе на полу. Это предоставляет ему больше возможностей для движения.

4.2. Дыхательная программа

Один из основных элементов методики – это дыхательная программа. На данном этапе нам назначены маски. См. раздел «Дыхание», книги «Что делать, если у Вашего ребенка поражение мозга».

привет

4.3. Копирование

На программе используется так называемое копирование или паттернинги.

Сначала для выполнения паттернингов пробовали использовать спортивные маты размером 100 х 100 х 10см. Укладывали на стол 1 или 2 штуки (друг на друга). Но их поверхность нескользкая, поэтому приходилось использовать дополнительно картофельный крахмал. Позже заказали столешницу, которую обтянули поролоном (толщиной 2-3 см) и кожзаменителем. По середине столешницы провели линию маркером. С внутренней стороны столешницы прикреплён резиновый профиль, чтобы она не скользила по поверхности стола.

Институты рекомендуют общаться с ребёнком во время паттернинга. Например, рассказывать ему стихи или петь песни. Певцы из нас не очень, поэтому начинали делать паттернинги под музыку из мультиков. Паттернинги надо делать в одном ритме, а у песен ритм разный, поэтому порой получалось то быстрее, то медленнее. Проблему решили, купив метроном – сейчас делам паттернинги под его отсчёт.

Для копирования необходимы трое взрослых, поэтому для нас одна из проблем при выполнении копирования – найти третьего. Пока мы жили в г.Железнодорожный МО, к нам приходили соседи, которых мы нашли, разместив объявление на форуме нашего дома и на дверях подъездов. После переезда в Тобольск по утрам к нам стала приходить няня, а по вечерам — коллеги с работы.

4.4. Горка

У нас было две горки. Никто не был готов делать нам горки по чертежам Институтов. Наши горки были дорогими, т.к. оба раза хотели получить горку в максимально короткие сроки, чтобы скорее начать занятия. Поэтому заказывали горки в фирмах, которые занимаются производством кухонь или мебели на заказ. Каждый раз горки получались разными, и мы старались лишь выдерживать общие пропорции согласно рекомендациям Институтов. Никаких специальных стыков с полом не делали, что не мешало Кате без проблем выползать на пол.

Горка №1

Горка №2



4.5. Координация движения

Делали уровень 3 по книге «To be physically superb». У Кати спастика, поэтому при качаниях держали её за руки и ноги как можно ближе к телу. Катюше очень нравится, когда мы качаем её вдвоем. И обожает подкидывания над головой, при этом в воздухе активно двигает ножками.

4.6. Мотивация ребёнка

Используем мячики, шайбочки, баночки из-под лекарств. Всё, что может кататься, и всё, чем можно было бы играть с Катей. Также в ход идут Катины любимые книги, которые мы сами для неё делаем. Как и все дети, она любит играть, поэтому всю мотивацию стараемся строить на игре.

Когда делаем маски, иногда делаем их вместе, напару. Т.е. сначала надевает на себя маску папа, потом маска надевается и Кате.

После каждого успешного паттернинга (без слёз и сопротивления со стороны Кати) – аплодируем ей и хвалим. Катюше очень нравится любое проявление похвалы.

В перерывах между паттернингами делаем «пальчики» (подъём на ручках из положения, лежа на спине, в положение, сидя) Упражнение делаем под бурные аплодисменты. Поэтому оно почти всегда идёт у нас на «ура».

4.7. Карточки для чтения

Для начального этапа покупали картон в «Комусе» – Simwhite размером 620х940 мм. Далее сами нарезали карточки размером 60х15см.

Для рисования слов на больших карточках мы покупали маркеры – черный и красный – в магазине Институтов. Одного маркера хватает где-то на 300 слов для карточек размером 60х15см. Кроме того, маркеры лохматятся со временем. Поэтому лучше взять сразу минимум по два маркера и по флакону чернил для заправки.

Если есть возможность, лучше договориться с типографией о подготовке карточек. Сэкономит кучу вашего времени и сил.