ЕДЕМ К ДОМАНУ (1я и 2я поездки)

1. Что необходимо для поездки в Институты
2. Книжка
3. Собеседование с администратором Институтов
4. Получение визы
5. Перелёт в США
6. Аренда автомобиля
7. Микроавтобус (Шаттл)
8. Такси
9. Проживание
10. Няни
11. Всякая всячина
12. Бюджет поездки

Здесь мы приведём краткое описание нашего скромного опыта двух поездок к Доману в июне и декабре 2011г.

1. Что необходимо для поездки в Институты

Для поездки в Институты необходимо непреодолимое желание поехать со своим ребёнком именно к Доману, финансовые возможности и знание английского языка.

Если всё это у Вас есть, то для реализации поездки потребуются следующие шаги:
1. Отправить запрос в Институты для получения форм, которые необходимо заполнить перед визитом или по адресу wtd_registrar@iahp.org).

2. Обязательно прочитать книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» на русском языке. Рекомендуется также прочитать книгу на английском языке. Часть материалов лекций соответствует книге, поэтому вам будет проще понимать лекции.

3. Пройти собеседование с администратором Институтов и получить одобрение поездки с указанием сроков проведения лекций и осмотра ребенка. После этого высылаются приглашения для получения визы, списки гостиниц, апартаментов для проживания и прочую необходимую вам информацию.

4. Получить визу в США. Предварительно необходимо решить, поедет ли кто-то с вами для присмотра за ребёнком на время лекций. Об этом необходимо будет сообщить Институтам для получения приглашения на визу.

5. Забронировать жильё и, по возможности, купить авиабилеты. Спланировать каким образом будете добираться из аэропорта до Филадельфии, а также до Институтов во время лекций.

Далее вы можете прочитать, как всё это было у нас. В первый раз мы ездили всей семьёй + бабушка на 5-дневный курс лекций («Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга») и первичный осмотр ребёнка (по программе «Аспирант»). Во второй раз мы ездили втроём (мама, папа, ребёнок).

2. Книжка

Книжку Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» купили через сайт Сергея Калинина – официального переводчика книг Гленна Домана на русский язык. Оригинальное издание приобретали на сайте Институтов. Простая пересылка книг из США стоит около $40, пересылка с отслеживанием — $95 (доставка гарантирована).

3. Собеседование с администратором Институтов

Супруга по специальности «учитель информатики и английского языка». Работала в компаниях, где общаются с иностранцами. Поэтому знание языка хорошее. Но за время декретного отпуска и после рождения Кати у неё не было практики, поэтому чувствовала она себя неуверенно. Я же наоборот учил английский в обычной школе, затем в институте. Но реально выучил его при общении с зарубежными коллегами. Постоянно есть опыт общения на английском. Поэтому был спокоен перед собеседованием.

Мне позвонили из Институтов, когда я был на работе. Пообщались. Узнали, что жена тоже поедет и сказали, что тут же перезвонят ей. Жену даже предупредить не удалось. Мы успешно (как мы считали) прошли собеседование с администратором Институтов (Харриет Пинскер). Нам прислали приглашение, все формы для заполнения и назначили дату визита.

Но потом, по какой-то причине, Харриет позвонила нам повторно. После разговора со мной и супругой сказала, что очень обеспокоена нашим английским. И если мы его не улучшим, то нам отменят приём. Сказать, что для нас это была очень неприятная новость – это ничего не сказать.

Таким образом, получилось, что мы подали на визу и параллельно улучшали английский.

Повторное собеседование было назначено через 1 месяц. Начали сразу искать варианты улучшить знание языка. В итоге решили приглашать домой репетитора (носителя языка) и параллельно общаться с преподавателями (также носителями языка) по телефону. Ведь собеседование с Институтами проходит по телефону. Поэтому решили, что так будет вернее.

В ходе занятий мы подготовили шпаргалки – возможные вопросы Харриет и наши ответы – на английском языке. И отрабатывали данные вопросы-ответы с нашими преподавателями по телефону. На всякий случай, на момент повторного собеседования шпоры были при нас. Но, когда Харриет позвонила, мы уже спокойно и уверенно могли отвечать на её вопросы без подсказок.

Вот те вопросы, которые нам задавала Харриет:

1. Расскажите о вашем ребёнке (возраст, что умеет/не умеет делать и прочее).
2. Читали ли книгу Домана «Что делать…»? А на английском языке?
3. Чем занимаетесь сейчас с ребёнком (в плане реабилитации)?
4. Кто занимается дома с ребёнком?
5. Что делаете по программе Гленна Домана?
6. Кто будет присматривать за ребёнком во время лекций в Филадельфии?
7. Готовы ли 2 раза в год ездить в США?
8. От кого Вы узнали об Институтах?
9. Почему Вы хотите приехать в Институты?
10. Как Вы улучшали свой английский с момента нашего предыдущего интервью?
11. Какая у Вас сейчас погода?
12. Знаете ли Вы семьи из России, которые занимаются по программе Институтов?

4. Получение визы

Порядок получения в России визы для поездки в США изложен на сайте консульства США.

Для примера прилагается заполненная форма DS-160 для Кати.

При заполнении визы на несколько человек можно использовать шаблон, в котором будет сохраняться общая информация для нескольких человек, например, адрес проживания. Для этого после заполнения формы на первого человек необходимо отметить данную возможность.

Не помню уже, как это получалось, но на жену и бабушку удалось заполнить формы без фотографии. Поэтому в Pony Express потребовали к заявлению приложить недостающие фотографии. На всякий случай лучше сделать на всех фотографии в твёрдом виде.

При получении визы ходили в Посольство все вместе, с ребёнком. Детям до 14 лет, как нам сказали, можно не являться в Посольство. Однако на сайте указано, что всё равно необходимо малышей записывать на собеседование. Поэтому лучше данный вопрос уточнить отдельно. Нам не с кем было оставить дочку, и мы пошли на собеседование в Посольство США в Москве все вместе. Благодаря Кате мы достаточно быстро прошли все этапы получения визы.

5. Перелёт в США

В первую поездку мы летели рейсом United Airlines по маршруту Москва-Вашингтон-Филадельфия. Вылет из Домодедово задержали на 1 час. Пересаживались на рейс до Филадельфии в Вашингтоне. Причем, после паспортного контроля в Вашингтоне нас попросили не волноваться и идти на досмотр багажа. А там – длинная очередь. Мы влезли без очереди, чем очень расстроили американцев. Но нам это всё равно не помогло. Задержались минут на 15 и опоздали на рейс из Вашингтона в Филадельфию. Следующий – только через 5 часов или на следующие сутки. Никаких обедов от компании не предусмотрено. Обещали предоставить скидки при размещении в гостинице, если полетим на следующие стуки. Спасибо, что представитель компании предоставил свой сотовый телефон, и мы позвонили семье, у которой планировали остановиться и предупредили, что задержимся на 5-6 часов. Решили всё-таки ждать следующий рейс в аэропорту. В итоге летели всего полчаса, и полчаса просидели в самолёте до и после полёта.

Рейсы до Филадельфии удобнее тем, что в аэропорту можно снять машину и доехать до Институтов (или апартаментов) всего за 40-50 минут. Но, как правило, все рейсы из Москвы до Филадельфии выполняются с пересадкой в Западной Европе или США и стоят в среднем процентов на 30 дороже прямых рейсов до Нью-Йорка.

Во второй раз мы летели Аэрофлотом до Нью-Йорка. Пользуемся Аэрофлотом, т.к. участвуем в их бонусной программе. Вылетали в Институты из Тюмени с пересадкой в Москве. Общее время в пути от Тюмени до Филадельфии – около 30 часов с учётом ожидания в аэропортах. Поэтому было решено остановиться для небольшого отдыха в Москве — в капсульном отеле «Воздушный экспресс» аэропорта Шереметьево.

Во вторую поездку брали с собой автокресло в самолёт Аэрофлота, но использовали его всего пару часов, когда Катя спала. Кстати, когда узнавали в справочной Аэрофлота насчёт возможности использования автокресла на их рейсах, нам каждый раз предоставляли разную информацию. На сайте авиакомпании никакой информации по автокреслам вообще нет. При посадке на рейс в Тюмени стюардесса, увидев кресло, сначала возмутилась, но узнав, что на Катю куплено отдельное место – успокоилась. На остальных рейсах автокресло пропускали без вопросов.

Из Москвы в Нью-Йорк и обратно мы летели самолётом Аэрофлота, на котором установлена система развлечений Panasonic eX2. Данная система предоставляет большой выбор всевозможных развлечений: мультфильмов, фильмов — художественных и документальных, сериалов. Каждый пассажир может выбрать любой фильм, по своему усмотрению. Это как дома просматривать фильм на DVD-плейере. В любой момент можно остановить и продолжить просмотр фильма. Надо отметить, что у Аэрофлота вы сможете посмотреть и новинки кинопроката. Также можно поиграть в игры. Кроме того, на рейсах Аэрофлота предлагали бесплатное вино. Дома нам редко удаётся посмотреть какие-либо фильмы. Поэтому мы с удовольствием сделали это под бокал-другой вина.

Единственный недостаток самолёта, выполнявшего наш рейс по маршруту Москва – Нью-Йорк – Москва — расстояние между вашим креслом и креслом соседа, находящегося впереди вас, – оно меньше, чем в самолётах Аэрофлота, выполняющих рейсы на территории РФ (как нам показалось) и меньше, чем в самолётах авиакомпании United Airlines.

В самолёт для Кати обычно берём супы из кафе (ресторанов), расположенных на территории аэропортов. Нам (и Кате) больше понравился куриный суп – он не такой тяжёлый, как крем-суп из шампиньонов или морепродуктов. Катя у нас не умеет жевать, поэтому в тех же ресторанах по нашей просьбе персонал измельчал суп в блендере и наливал в наш термос.

На всякий случай берём в дорогу пюрешки и каши быстрого приготовления марки Gerber. Но на них (как и на прочее искусственное питание) у Кати аллергия. Поэтому стараемся оставлять их на самый крайний случай.

6. Аренда автомобиля

Можно арендовать машину в аэропорту Филадельфии или Нью-Йорка. Но в Нью-Йорке обычно дороже. Первый раз машину заказывали через Hertz в России. Во второй раз – через сайт www.hotwire.com. При этом оба раза машина была от компании Alamo. Для аренды машины достаточно простых российских прав, можно даже не пластиковую карточку. Главное, чтобы ваши имя и фамилия были указаны и на английском языке. Также для аренды потребуется банковская карточка, ваш заграничный паспорт. Стоимость аренды машин в основном различаются по классу машины и страховке.

Chevrolet HHR (Standard car)                                                 Dodge Avenger (Mid-size car)

Без навигаторов в США не обойтись, поэтому надо брать с собой или покупать в Америке в первый же день. Аренда навигатора при аренде машины за неделю равна стоимости самого дешёвого навигатора. Поэтому мы съездили в ближайший магазин электроники Best Buy и купили точно такой же навигатор Garmin Nuvi 250w, как в арендованной машине. Этот навигатор может говорить и показывать текст по-русски, что не всегда встречается у техники, продаваемой в США. Если это важно для вас, необходимо заранее поинтересоваться у продавца наличием русского языка у навигатора.

В США меньше дорожных знаков, чем в России, но правила движения принципиально не отличатся. О правилах движения в США можно почитать здесь.

Наиболее непривычным из правил было следующее:

1. Светофоры на перекрёстках расположены за перекрёстком, а не перед ним, как в России или Европе.
2. На знаке STOP все, как один, останавливаются на пару секунд, смотрят налево, затем смотрят направо и только после этого продолжают движение.
3. На нерегулируемом перекрестке не действует правило «помеха справа». Как правило, кто первый подъехал к перекрёстку, тот его первым и проезжает.
4. Перед перекрёстком часто бывает, что левая и правая полосы предназначены только для поворота налево и направо. При этом из средней полосы поворот запрещен.

На платных трассах США проезд можно оплачивать наличными или по карточке. Если по карточке, то это называется E-ZPass.

Когда мы первый раз были в США, то не знали, что такое E-ZPass. Поэтому были приятно удивлены, что можно «бесплатно» ездить по платным дорогам. Почему с нас не брали денег – мы не задумывались :) . После поездки мы меняли банковскую карточку, а через месяц получили письмо из США с просьбой оплатить проезд по платным дорогам. Оказывается, они снимают деньги не сразу после проезда, а через несколько недель. В итоге проезд был оплачен спустя полгода. Во время второй поездки проезд по платным дорогам оплачивали исключительно наличными :) .

Как правило, бензин оплачивали по банковской карточке. Для этого надо следовать инструкции, размещенной на заправочном автомате. Цена бензина приведена за1 галлон (3,8 л).

7. Микроавтобус (Шаттл)

Во вторую поездку из аэропорта Дж.Ф.Кеннеди (Нью-Йорк) до Филадельфии мы ехали на микроавтобусе (шаттл) компании «Super Trans». У шаттла есть прицеп, в который загружается багаж, что очень удобно, если у Вас коляска и несколько больших чемоданов. Время в пути до апартаментов в Филадельфии составило 2,5 часа (вечером) – водитель ехал очень быстро (но надо сказать, умело).

У шаттла, наверное, только один минус – автобус собирает несколько пассажиров и его стараются заполнять до отказа, так что, пока водитель встретит всех пассажиров в аэропорту (а терминалов в нём предостаточно), может пройти и час, и два (у нашего водителя это заняло больше часа). Хотя, надо сказать, что нам ещё повезло — мы были одними из последних пассажиров. Сколько нас ждали первые, остаётся только догадываться.

Конечно, вы можете заказать в компании «Super Trans» микроавтобус или машину, которая будет встречать только вас. Но в таком случае стоимость услуги будет иной.

На обратном пути, когда из Филадельфии в аэропорт Нью-Йорка нас вёз тот же самый автобус, была такая же история: по очереди собирали всех пассажиров по домам, а в аэропорту также по очереди развозили по терминалам. Порадовались, что вылетаем только на следующий день (решили задержаться в Нью-Йорке на сутки и отдохнуть перед перелётом).

При прилёте в аэропорт (Нью-Йорк) надо позвонить в Supеr Trans и узнать, когда они смогут вас забрать. При вылете диспетчер Super Trans заранее (накануне дня поездки) сообщает время, в которое Вас заберут из апартаментов. Если у вас местный мобильный, то могут перезвонить на него. На международные номера не звонят. Обычно поездка из Нью-Йорка до Филадельфии и обратно стоит 320 USD на троих человек (вместе с ребёнком). Нам она обошлась в 250 USD. Может быть, потому, что сообщили им, что едем в Институты. Вот, здесь автокресло и пригодилось. Катя всю дорогу из Нью-Йорка до Филадельфии проспала в нём (ну, и мы вместе с ней). На обратной дороге (в Нью-Йорк) лишних мест в шаттле не было. Поэтому кресло закинули в прицеп, и дочка уже ехала на руках.

8. Такси

На такси ездили всего один раз – из аэропорта Филадельфии в апартаменты Anam Care после возврата арендованной машины. Стоимость поездки 60$. Цены на такси можно найти здесь. Место водителя и передние сиденье отгорожено, поэтому сидеть в такси можно только на заднем сиденье упершись коленками в перегородку.


9. Проживание

В первую поездку мы жили в доме у волонтеров через организацию Host of Hospitals. Правда, жили далековато, в пригороде, поэтому до Институтов добирались на машине около получаса.

Мы жили в частном двухэтажном доме. В нашем распоряжении был гостевой блок на первом этаже: две небольшие комнаты + совмещенный сан.узел. В большой комнате была плита, холодильник, микроволновая печь, кофеварка, телевизор. Хозяева также снабдили нас необходимой посудой, постельным бельём и полотенцами. Была возможность выходить в Интернет. Можно было пользоваться стиральной машиной и сушилкой, которые находились в отдельной комнате на втором этаже.

Дом располагался практически в лесу, и мы постоянно видели белок и оленей, которые выходили на дорогу или подходили прямо к дому.

При обращении в Host of Hospitals, вам высылается опросник, в котором вы можете указать свои пожелания по количеству комнат, удалённости от Институтов и т.д. Далее всё зависит от наличия свободных апартаментов согласно вашим пожеланиям. Проживание у волонтёров бесплатное. Но мы не могли не сделать перевод в Host of Hospitals (правда, на небольшую сумму) в качестве символической платы за их неоценимую помощь.

Второй раз жили ближе к Институтам, в Anam Carа Appartments. Пешком до Институтов добираться минут 20 (на машине — 5 минут). Жили на первом этаже двухэтажного кирпичного дома. Всего в нём 5 квартир. В нашей квартире была одна комната, совмещенный сан.узел, оборудованная кухня, доступ в Интернет. В подвале есть стиральная машина и сушилка, которыми могут пользоваться все проживающие. Для семей, приехавших в Институты, предоставляются скидки. В среднем цена за сутки – 100$.

10. Няни

Во второй раз мы ехали без бабушки (по состоянию здоровья она не смогла поехать с нами), поэтому присмотреть за Катей во время лекций было некому. В этом случае Институты предлагают на выбор несколько агентств, которые предоставляют услуги нянь. Мы выбрали няню из агентства Bayada. Наша темнокожая няня Келли нам (а самое главное – Кате) очень понравилась – она «безумно» добрая и смешливая девушка. Мы впервые собирались оставить Катю с незнакомой няней практически на два дня, поэтому, на всякий случай, мы встретились с ней заранее. Оказалось, что так было спокойнее не только нам, но и Келли.

На время лекций все детки с нянями располагаются в гимнастическом зале Институтов. Т.е. вы приезжаете утром и оставляете ребёнка в соседнем здании от того, где вы будете находиться на время лекций. Персонал Институтов, как правило, не разрешает родителям встречаться с детьми. Но всё равно (в перерывах между лекциями) мы прибегали и незаметно для дочки смотрели на них с Келли. А также мы постоянно спрашивали у персонала Институтов, как Катя себя ведёт и не нужна ли Келли наша помощь. Всё время, пока Катя была с няней, она вела себя хорошо (скорее всего, это объясняется частым просмотром любимых мультиков). Но во время осмотров специалистами Институтов ребёнка как будто бы подменили – Катя сильно канючила и много плакала. Ела с няней плохо (практически не ела вообще), но при этом была вполне довольна жизнью. В следующий раз, скорее всего, придётся снова воспользоваться услугами няни. Стоят они 20 USD в час. В итоге получилось около 200 USD в день.
Питание для Кати готовили дома заранее и раскидывали перед выездом в Институты по контейнерам. В одной из комнат рядом с гимнастическим залом есть холодильник, в котором можно хранить еду, и там же есть и микроволновая печь, где всё это можно разогреть. Также Институты предоставляют обед всем участникам лекций, из которого можно выбрать что-то для ребёнка, а на кухне эту еду ещё и измельчат по вашей просьбе.

11. Всякая всячина

И напоследок несколько бытовых вопросов.

В США напряжение электропитания 110В, 60 Гц и электровилки/розетки отличаются от российских (европейских). Поэтому необходимо заранее купить адаптер для подключения приборов с российской (и европейской) вилкой или купить в самой Филадельфии в магазинах Radioshack. Если очень захочется купить мелкую бытовую технику в США, то убедитесь, что она подходит для нашей электросети (220 В, 50 Гц).

 

Пробовали пользоваться сотовой связью от местных операторов. Покупали телефон в местном магазине, оператор Tracfone. Но там и входящие, и исходящие звонки платные. Во вторую поездку в аэропорту Москвы купили две туристические сим-карты от Simtravel, тариф «Америка». Для этой сим-карты входящие звонки в США бесплатные. В Филадельфии нам чаще всего приходилось общаться по телефону друг с другом при поездках в магазины за продуктами :) . Поэтому данных симок было вполне достаточно.

В магазинах Филадельфии, как правило, есть всё необходимое. Поэтому если вы зайдете, к примеру, в Pathmark или Wal-Mart, то сможете купить там сразу и продукты, и подгузники, и пелёнки для ребёнка, и бытовую химию. Иногда в магазине есть аптечный отдел (Wal-Mart, CVS). В районе Институтов есть Wal-Mart, который работает до полуночи.

При оплате товаров обычно используем карту Visa Classic от Сбербанка. При этом, как правило, нужно указать тип карты: Credit (кредитная) или Debit (дебетовая). Почему-то надо выбирать тип Credit и пин-код вводить не требуется. Иногда необходимо расписываться пером на специальном дисплее.

Если вы соскучились по русским продуктам (вам нужна гречка, к примеру), газетам или журналам на русском языке, то можно заехать в русский магазин, например Net Cost Market.

12. Бюджет поездки

12.1. Первая поездка

Наименование Стоимость, руб. Примечание
САМОЛЁТ
Москва-Вашингтон-Филадельфия (взрослый) 112 152 3 полных билета х 37 384 р. Летели рейсом компании United Airlines. Билеты куплены за 11 дней до вылета на сайте United. Кате была меньше 2 лет (детский билет). Для покупки билета малышу необходимо звонит в компанию.
Москва-Вашингтон-Филадельфия (детский) 4 249
Итого: 116 401
ВИЗА
Консульский сбор 20 400 4 х 5100р. Сбор был оплачен в офисе Пони-экспресс.
Виза на 1 год 11 320 4 х 2830р.
Итого: 31 720
ТРАНСПОРТ И ТЕЛЕФОН
Аренда машины 16 610 Машина — Chevrolet HHR (Standard car), компания Alamo. Аренда в аэропорту Филадельфии от Sixt на 11 дней: 7 дней по цене 226 EUR + 4 дня за 200 EUR. Итого 426 EUR. Машина была от компании Alamo (партнёр Sixt в США). Детское кресло и страховка LDW были включены в стоимость. Навигатор — за отдельную стоимость. За время аренды заправил целый бак.
Бензин 2 800
Мобильный телефон 603 $20 на два телефона от компании Tracfone. Звонили редко. Хватило на 20 мин входящих-исходящих по США.
Итого: 20 013
ПРОЖИВАНИЕ
Апартаменты 2 862 Жили у волонтёров от Host of Hospitals. Перевели в организацию $100 за 12 дней.
Питание 11 870
Итого: 14 732
ИНСТИТУТЫ
Первичный осмотр ребёнка 142 459 $1725 (курс лекций для папы и мамы «Что делать, если у вашего ребёнка поражение мозга») + $3300 (первичный осмотр ребёнка и назначение программы) = $5025
Пищевые добавки (БАД), материалы для программы 13 520
Итого: 155 979
СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 338 845

 

12.2. Вторая поездка

Наименование Стоимость, руб. Примечание
САМОЛЁТ
Москва — Нью-Йорк (взрослый) 45 310 2 билета х 22 655р + 1 детский (ребёнок старше 2лет). Рейс компании Аэрофлот. Билеты куплены на сайте Аэрофлота за 2 месяца до вылета.
Москва — Нью-Йорк (детский) 19 535
Тюмень — Москва (взрослый) 27 072 2 билета х 13 536р + 1 детский (ребёнок старше 2лет). Рейс компании Аэрофлот. Билеты куплены на сайте Аэрофлота за 2 месяца до вылета.
Тюмень — Москва (детский) 9 906
Итого: 101 823
ТРАНСПОРТ И ТЕЛЕФОН
Аренда машины 10 166 Машина — Dodge Avenger (Mid-size car), компания Alamo. Аренда в аэропорту Филадельфии по спец.цене «Hotwire Hot Rate»: $12.95 х 11 дней + сборы $72.44 = $214.89. Страховка за машину $108: «Collision, loss or damage». Проехали 200 км по Филадельфии за 11 дней, заполнили полбака.
Бензин 1 986
Такси 3 720 Поездка в аэропорт Филадельфии за машиной и обратно после возврата.
Шаттл 7 775 Нью-Йорк (JFK) — Филадельфия — Нью-Йорк (JFK)
Мобильный телефон 564 $18.20 на два телефона за 11 дней. Входящие — 22 мин. Исходящие — 24 мин. Звонили нам из России, звонили мы на номера США и общались друг с другом.
Итого: 24 211
ПРОЖИВАНИЕ
Апартаменты 34 848 $1123 за 12 дней ($655 за 7 дней)
Питание 12 920
Гостиница в Нью-Йорке 6 035 Sheraton JFK Airport Hotel, $197.78 за 1 день.
Гостиница в Москве 8 590 3390р. за 6 ч. + 5200р. За 8 часов.
Итого: 62 393
ИНСТИТУТЫ
Повторный осмотр ребёнка 147 385 $4700
Пищевые добавки (БАД), материалы для программы 20 000
Няня 13 717 $20 x 22,25 часов = $445
Итого: 181 102
СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 369 529